Основные ценности современного общества


Манипулятивные практики в глобальной социокультурной системе: влияние на ценности современного российского общества - автореферат и диссертация по философии. Скачать бесплатно полный текст автореферата диссертации на тему Философия история религии, философская антропология, философия культуры. На заседании диссертационного совета Д 521. Ученый секретарь диссертационного совета ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования. Глобализационные процессы с конца XX в. Зиновьев человеческой цивилизации: происходит переход от эпохи обществ к эпохе глобального сверхобщества. Социальная организация этого сверхобщества складывается на основе сверхгосударства, сверхэкономики, денежного тоталитаризма и сверхидеологии. Значимым глобализационным фактором является также массовая культура. Россия не осталась в стороне от этого процесса и с начала 90-х годов вступила на путь либеральных реформ, перенимая западные стереотипы в разных сферах жизни. Изменения затронули и ценности российского общества, в частности, появились ценностные регулятивы, традиционные для общества потребления и западной культуры. Однако процесс этот сложен и неоднозначен: с одной стороны, вызовы общества, требования семьи и традиционной религии, с другой, - требования экономики, неолиберальной политики и общества потребления. К этим зачастую полностью противоположным ожиданиям и вынуждено адаптироваться современное российское общество. Духовный кризис, в котором сегодня находится Россия, имеет в своей основе не только экономические и политические причины, но и причины ценностно-этического характера. Ценности, будучи по своей природе императивами, выступающими в качестве ориентиров деятельности человека, определяют направление развития общества на разных уровнях. Революционная трансформация ценностей указывает на глубокую социально-культурную перестройку, поэтому изучение структуры ценностей любого общества, говорит о том, куда собирается двигаться это основные ценности современного общества. Именно сфера ценностей подверглась самым серьезным воздействиям и в современном основные ценности современного общества обществе. Принимая во внимание глобализацию влияния средств массовой коммуникации, не контролируемое российским обществом манипулирование общественным мнением представляет серьезную угрозу не только личной информационно-психологической безопасности россиянина, но ограничивает возможности духовного развития общества в целом. Актуальность данной проблемы обуславливается, во-первых, возрастанием роли средств массовой коммуникации в формировании субъектных ценностей, во-вторых, недостаточным исследованием роли, которую играют средства массовой коммуникации СМКв особенности телевидение, в формировании общественного индивидуального сознания современного российского общества, в-третьих, необходимостью выработки новых смыслов социокультурных ценностей в переходную эпоху, ознаменованную социальными волнениями и ценностно-этическими тупиками. Степень основные ценности современного общества разработанности проблемы. Исследование влияния манипулятивных практик на динамику ценностных концептов общества затрагивает целый ряд понятий и теоретических положений, которые имеют различные интерпретации в современной философско-культурологической литературе. Автор исходит из представлений, что современная социокультурная среда становится глобальной. Философское обоснование механизмов глобализации в экономической сфере даны Фуко, а также российскими социальными философами - О становлении неолиберальной идеологии как основы для психологического воздействия и управления тенденцией глобализации писали Фукуяма, а из отечественных философов особенно значительный вклад в эту проблему внес Характеристика общества потребления как глобальной социальной структуры дана на основе работ 3. Маркузе, а из отечественных исследователей - по Для анализа ценностного аспекта массовой культуры использованы работы Обоснование причин появления основные ценности современного общества массы» дается на основе исследований Феномен воздействия средств массовой коммуникации на сознание людей представлен в работах как отечественных, так и западных ученых. В основу исследования положены работы по манипулятивному воздействию Почепцова, психолого-философские исследования В работе нашли отражение исследования масс и массового сознания, феномена «заражаемости» и «внушаемости» индивидов в массе у Хевеши, а также современные работы отечественных философов В работе отражен взгляд на массу как на толпу, нуждающуюся в управлении властной элиты, в трактовке Особенности скрытого влияния средств массовой коммуникации на формирование массового сознания в современном основные ценности современного общества рассмотрены на основе работ Социально-философские аспекты воздействия телевизионной коммуникации на массовое сознание представлены на основе работ Лиотара, в том числе ее симуляционный характер и плюралистичность - в соответствии с точкой зрения 3. Бодрийяра, а мифологичность - основные ценности современного общества Объект исследования - социокультурные ценности современного российского общества Предмет исследования — специфичность влияния средств массовой коммуникации на формирование ценностей современного российского общества. Цель исследования — выявление механизмов и тенденций формирования новой структуры основные ценности современного общества российского общества под влиянием манипулятивных практик массовой коммуникации на примере телевидения. Задачи основные ценности современного общества рассмотреть новые тенденции комплексного воздействия экономической, идеологической, социальной и культурной сфер глобального общества на трансформацию системы ценностей современного человека; - сопоставить содержания понятия «человек массы» традиционного в реалиях индустриального общества и современного типов; выявить новые черты массового человека как многомерного целостного социокультурного типа; - вскрыть сущность манипуляции как формы канализированного воздействия в глобальном обществе и показать влияние новых манипулятивных практик на трансформацию ценностей в современной России; обосновать причины возрастающего значения массовой коммуникации как. Проблема влияния манипулятивных практик исследуется на основе философско-культурологического подхода к социокультурной реальности. Значимыми моментами данного подхода является критический анализ экономических идеологических сфер современного западного общества, культурологический анализ общества потребления и массовой культуры, а также определение новых черт современного массового человека на основе синтеза всех аспектов влияния общества. Значимыми для построения теоретико-методологической базы основные ценности современного общества принципы диалектического подхода, позволившего проследить динамику влияния манипуляций на сознание и ценности людей. Ввиду того, что предмет исследования - социокультурные ценности - может быть представлен в виде системы с взаимосвязанными и функционально значимыми компонентами, автор использует многоплановость системного подхода. Методология тезаурусного подхода Вал. Луков использована автором для структурирования сферы ценностей россиян. С помощью деятельностно-прагматического подхода были классифицированы манипулятивные практики. Сравнительно-аналитический метод позволил провести классификацию, сравнение и упорядочивание типов ценностей. Диссертант широко использует в работе концептуальные идеи философско-культурологической школы Московского гуманитарного университета Эмпирическую базу исследования составили статистические данные «Левада Центра» и других Интернет-источников; материалы семинарских занятий, проведенных диссертантом с группами учащихся среднего профессионального образования, а также материалы городских педагогических междисциплинарных семинаров в период с 2009 по 2013 гг. Область диссертационного исследования соответствует пунктам: 2. Научная новизна исследования: 1. Рассмотрены новые доминанты экономических, идеологических, социальных и культурных аспектов воздействия современного глобального общества на тенденции формирования системы ценностей современного человека. Показано, что данное воздействие имеет комплексный характер, формирующий индивида определенного типа. Выявлены новые ипостаси современного «человека массы», которые порождаются: в экономической сфере - рыночными отношениями на всех уровнях бытия, в обществе потребления - закончившимся формированием его социального имиджа как человека потребляющего, в идеологической сфере - особой податливостью манипулятивным воздействиям, в культурной сфере - отсутствием духовного и творческого потенциала. Актуализация и взаимодействие этих ипостасей на всех уровнях структуры индивидуальности формирует новый целостный социокультурный тип массового человека. Дано авторское определение манипуляции, синтезирующее различные точки зрения и включающее основные ее сущностные компоненты - скрытое намерение, скрытая цель, скрытое воздействие, отношение к адресату как к средству, односторонний выигрыш. Проанализированы особенности приемов манипулирования индивидуальным и общественным сознанием в российском обществе; выделены пять структур сознания в качестве мишеней направленного воздействия средств массовой коммуникации. Обоснованы причины роста влияния массовой коммуникации в современном основные ценности современного общества и выявлены четыре ее основных свойства, способствующих этому росту, - тотальность, общедоступность, усовершенствование электронных средств передачи и усиление потенциала манипулятивных практик, показаны тенденции ее дальнейшей динамики в современном российском обществе. Выявлены возможности тезаурусного подхода при описании структуры и трансформации ценностей в российском обществе; показано, что девальвация культурных ценностей в обществе потребления происходит как их деформация, разрушение их абсолютной ценности, искажение смыслов и полная реверсивность. Обосновано особое значение российского телевидения как средства влияния и манипуляции общественным сознанием в условиях духовно-социального кризиса общества. Телевидение аккумулирует в себе различные возможности, которые включают - доступность населению, массовую аудиторию, соответствие структуре коммуникации, связь с крупными финансовыми, властными и прочими группировками, возможность манипулятивного влияния на психику и органы чувств индивида, сформированную телезависимость. Показано через призму трансформации ценностей, что российское телевидение усиливает свои позиции социального института контроля - над населением в целом, социальными группами и отдельным человеком. Научная новизна отражена в следующих положениях, выносимых на защиту: 1. Массовая основные ценности современного общества как универсальная культура эпохи глобализации проникает во все сферы жизни общества, образуя «симбиотические» механизмы регуляции: 1 в экономической сфере, являясь продуктом рыночных отношений, она оказывает основные ценности современного общества влияние на этот рынок, формируя его приоритеты и направления развития; 2 в политико-идеологической сфере по каналам массовой культуры формируется образ современного политика-популиста и разыгрывается весь «спектакль» политических выборов; 3 в социальной сфере она поддерживает функционирование общества потребления, с помощью рекламы создавая образцы для подражания, имиджевые установки и в целом усиливая структуру неравенства современного общества. Массовая культура становится глобальной средой по «производству» человека массы. Проведенный в диссертации анализ основных характеристик глобального общества позволяет построить новую структуру системы ценностей современного массового человека. Как Человек экономический он входит основные ценности современного общества систему рыночных отношений на работе, в сфере досуга, в семье, т. Как продукт неолиберальной идеологии массовый человек конформен и податлив, а его ценностные основные ценности современного общества ориентиры, прикрытые лозунгами свободы и демократии, размыты и упрощены. Ипостась Человека потребляющего требует от человека массы участия в непрерывной «гонке потребления» и отказа от духовных поисков. Заменой потребности культурного производства стала массовая культура, подготовившая простые формы удовлетворения культурных потребностей для Человека разумного, который ныне фактически отказывается от ценностей творчества и познания. Относительно однородное глобальное культурное пространство способствует «продвижению» как вширь по планететак и вглубь по силе воздействия манипулятивных влияний, а основные ценности современного общества человек становится реципиентом этих воздействий, целых манипулятивных систем, которые складывают и подгоняют информацию, чтобы положить ее «на блюдо» массового обывателя. Манипуляция как скрытое психологическое основные ценности современного общества с целью получения выгоды автором манипуляции в качестве мишеней использует все структуры сознания человека - его интеллект, чувства, воображение, внимание, память. Как следует из теории коммуникации, любая коммуникация, включая и коммуникацию-манипулирование, имеет три области влияния - информацию текстсообщение способ передачи и понимание как будет усвоена информация. В диссертации показано, что в области информации - это фабрикация фактов, контроль над информационными потоками, стереотипизация и др. Многоуровневое воздействие комплексных форм манипуляции стереотипизация, мифологизация и др. Особые условия для манипулятивных влияний сложились в современной России, в которой прямое и «жесткое» воздействие тоталитарной идеологии в одночасье сменилось хитроумным и «мягким» влиянием неолиберальной глобальной идеологии. Массовая коммуникация, вплетенная в ткань современного общества - в его экономику, политику основные ценности современного общества культуру, охватывая международные, б межгрупповые и межличностные отношения, становится каналом для манипулятивных практик. В диссертации подчеркиваются свойства, которые обеспечивают ее превосходство над другими типами коммуникации как вообще в мире, так и в российском обществе: 1 тотальность в том смысле, что территория охвата и число людей, подпадающих под ее влияние, стремится к планетарному масштабу; 2 односторонность: коммуникатор говорит как бы в пустоту, не ожидая ответной реакции; 3 использование технических средств передачи — электронных медиа, влияние которых становится все сильнее; 4 доступность: передаваемая информация предназначается для людей разного интеллекта, возраста, профессии и т. Быстрое усовершенствование электронных медиа сокращает возможности прямых межсубъектных коммуникаций, но резко увеличивает возможности массовой коммуникации. Культура как любая система включает элементы и узлы, которые создают в ней «каркасные» вневременные структуры, каковыми на всех этапах ее эволюции выступали этические регулятивы, формировавшие нормы поведения, и ценностные установки, определявшие направления регуляции. Совокупность ценностей представляет собой аксиосферу культуры. Структурное поле аксиосферы во всех культурах пересекается с аналогичной сферой морально-этического сознания, при этом, по мнению диссертанта, формируется три уровня ценностей: нравственные, отражающие индивидуально-поведенческие установки отдельной личности; моральные, включающие социально-поведенческие установки человеческих сообществ, и универсальные ценности. Между этими уровнями существует основные ценности современного общества и обратная связь, размывающая их границы. Современное российское общество основные ценности современного общества переходным в том смысле, что меняются ценностные и этические ориентиры. При этом особенно обостряется проблема ценностей, так как обесценивается культурная традиция и дискредитируются прежние мировоззренческие идеологические установки. Тезаурусный подход позволяет уловить тенденции трансформации ценностной картины мира как суммарной динамики множества процессов. Концепты ценностной системы нации, а в особенности, ее константы, на взгляд автора, соответствуют узловым элементам структуры национального тезауруса, которые формируются на пересечении национального характера и устойчивых элементов аксиосферы народа. Триединство базовых конструктов русского национального характера «широта характера - иррациональность духа - соборность» в синтезе с базовыми элементами аксиоферы - «нравственные - моральные - этические ценности» - и составляют национальный тезаурус русского этноса. Российское телевидение, являясь не только одним из главных средств массовой коммуникации, но важным социальным институтом, влияет на установки и усвоение людьми широкого спектра социальных норм и на формирование у них ценностных ориентаций в политической сфере, экономике, идеологии, праве. В диссертации аргументировано выделяются несколько групп причин возрастания манипулятивных влияний на российском телевидении: 1 экономические - переход к рыночным отношениям и обществу потребления стимулируют переориентацию населения с духовно-нравственных ценностей на материальные; 2 политические основные ценности современного общества современное государство, даже позиционирующее себя как демократическое, на самом деле является «корпорацией», подминающей под себя любые автономные структуры, в том числе СМК и телевидение в особенности ; 3 идеологические — уровень государственной цензуры телевещания существенно выше уровня моральной цензуры; 4 психологические - доминирующий в структуре населения «средний человек» инфантилен как в социальном, так и в психологическом смысле, он не хочет принимать решения, брать ответственность за них ищет поддержки у «сильных». Особенно эффективным способом аксиологической манипуляции становится союз телевидения и рекламы. В этом союзе реализуется не только потребность продвижения потребительских товаров на рынке, но возникает феномен «политического товара», который продвигается в массы по тем же законам рекламы, что особенно заметно в России, где такой основные ценности современного общества прежде не было. Именно эффект социальной консолидации разных пластов интересов и вызвал взрывное развитие рекламы как особой культуры индустрии и на российском телевидении. Научно-практическая значимость исследования заключается в возможности использовать полученные теоретические выводы и практические рекомендации: - для дальнейшего анализа трансформации системы ценностей в российском обществе, которая к настоящему моменту не завершилась; - для снижения неблагоприятных воздействий манипулятивных практик СМК в особенности телевидения применительно как к отдельным индивидам, так и к социальным группам; - при подготовке лекционных курсов по темам ценностной нестабильности культурного пространства российского общества, широкому распространению манипулятивных практик в современных масс медиа; - при дальнейшем проведении исследований в области философских, социологических и культурологических наук по проблематике воздействия особых приемов средств массовой коммуникации на ценностные установки общества. Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования. Основные положения исследования были обсуждены на научных конференциях, конгрессах и форумах международного и российского уровней: - X Международная научная конференция «Высшее образование для XXI века», круглый стол «Массовая культура как форма основные ценности современного общества знания: за и против» г. Москва, 2013, 2014 и городской научно-практических конференций г. Москва, 2012 под общим названием «Крепкая семья - сильная Россия». Ключевые положения и выводы нашли свое отражение в 10 работах автора общим объемом 4,1 п. Диссертации обсуждена на заседании кафедры философии, культурологии и политологии Московского гуманитарного университета, получила положительную оценку и рекомендована к защите. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, заключения, списка использованной литературы. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во Введении обоснована актуальность темы исследования, дан анализ ее теоретической разработанности, определены объект и предмет исследования, сформулированы цель и задачи, раскрывается научная новизна, указываются методологические основы диссертационной работы, а также излагаются основные положения, выносимые на защиту. «Глобальная социокультурная система как среда для реализации манипулятивных практик», состоящей из трех параграфов, рассматриваются экономические, социальные, идеологические и культурные предпосылки формирования современной глобальной среды основные ценности современного общества человечества. Массовая коммуникация и манипулятивные практики становятся в такой среде каналом и способом влияния на население планеты. «Глобальная социокультурная среда обитания и массовый человек как адресат манипулятивных влияний» показано, что глобализация человечества ведет к «выравниванию» социокультурного ландшафта, которому способствует мощное давление западной цивилизации. В экономической сфере западные транснациональные корпорации, разделение труда и мировая торговля становятся основными проводниками ценностей глобального рынка, который в свою очередь, проявляется в социальной сфере как критерий любых отношений: чувства, мысли, ценности - все становится товаром. Неолиберализм как идеология современного западного общества в отличие от традиционного либерализма берет за основу функционирования рынка не обмен, а конкуренцию. Человек как участник обмена подобно капиталу должен быть конкурентоспособен, а его личность сводится к Человеку экономическому, все сферы деятельности которого и все жизненные цели получают экономическую интерпретацию. Неолиберальная политика не просто удаляет государство из экономики, она заставляет его производить человека для рынка и конкуренции. Родился принципиально новый в истории тип общества - общество рынка и общество для рынка, общество основные ценности современного общества - такая совокупность общественных отношений, в которых ключевое место играет индивидуальное потребление, опосредованное рынком. Само бытие этого общества состоит в круговороте порождения и удовлетворения потребностей. Увеличение количества людей, разделяющих ценности общества потребления, является основные ценности современного общества из черт современного человечества. Массовая культура как основная культура общества потребления становится каналом психологического воздействия, при котором внешнее подчинение власти уступает место внутреннему подчинению, а видимое господство подменяется незримым господством. Ее доминирующее положение в современной культуре определяется разнообразием функций Костина : 1 это уникальный эффективный приспособительный механизм; 2 она формирует особую иллюзорную, мифологизированную, псевдореалистическую картину мира, которая позволяет «убежать» от реальности; 3 массовая культура досуга выполняет рекреационную и компенсаторную функцию псевдовосстановления; 4 она стала знаковой системой, доступной всем членам общества, вне зависимости от уровня образования, интеллекта, социального статуса, содействуя сплоченности общества. Массовая культура, сама являясь продуктом конвейера и штампа, основные ценности современного общества запрограммированное поведение составных элементов «массы», внедряет в общественное мышление стандартно унифицированные системы восприятия, тем самым формируя человека толпы - массового одномерного человека. Ценностные ориентации массового человека отражают доминирующие тенденции глобального общества: преобладание в его жизни рыночных отношений на всех уровнях бытия выдвигает как главные ценности деньги и успех; участие в непрерывной «гонке потребления» требует от него отказа от духовных основные ценности современного общества и духовных ценностей; воздействие неолиберальной идеологии внушает ценности конформизма и постоянного компромисса; массовая культура толкает к отказу от ценностей творчества и познания. «Манипуляция: особенности воздействия на человека и общество в глобальном мире» определены значения термина «манипуляция». Основными чертами манипуляции являются: 1 скрытое намерение, умысел; 2 конечная цель манипулятора остается неизвестной адресату; 3 скрытое основные ценности современного общества вводит адресата в заблуждение относительно истинных целей манипулятора, а также относительно характера подаваемой ему информации; 4 для манипулятора характерно отношение к адресату как к средству для достижения своих целей; 5 он стремится получить односторонний выигрыш. Таким образом, манипуляцию связывают с эксплуатацией другого в качестве вещи или объектаосновные ценности современного общества предполагает господство и управление изменением внутреннего мира и духовным состоянием. Процесс основные ценности современного общества складывается из трех составляющих: субъект-манипулятор, манипулируемый объект и средства манипулирования. Участниками процесса манипулирования могут быть как один человек или группа, так и целые организации, социальные группы и общности, даже общество в целом. Мишенями манипуляции в человеке являются его интеллект, чувства, воображение, внимание, память: интеллект можно «соблазнить», деньгами, например; сфера чувств подвергается «раскачиванию» страхом, жалостью, аномальной ситуацией; воображение подвергается воздействию манипулятивного «спектакля», скрытые основные ценности современного общества из которого человек делает сам; внимание и память подвергаются отвлекающим маневрам, основные ценности современного общества, т. Коммуникация-манипулирование воздействует на информацию текстсообщение способ передачи и понимание как будет усвоена информация : в области информации - это фабрикация фактов, контроль над информационными потоками, стереотипизация и др. Комплексными формами являются два основных типа манипулирования массовым сознанием: стереотипизация - внедрение стандартизированного восприятия окружающей действительности, приводящего к упрощению жизненных оценок, основные ценности современного общества мифологизация - внедрение иллюзорных картин мира и общественных представлений, основанных на архетипическом бессознательном. Намеренно созданные мифы и стереотипы заполняют вытесненное поле социокультурных смыслов, выполняя роль искусственных рычагов управления, которые позволяют успокаивать или, напротив, накалять общественное поведение. «Массовая коммуникация как пространство для реализации манипулятивных практик» массовая коммуникация рассматривается как особый тип коммуникации, широко распространяющийся в глобальном обществе. Значение коммуникации в современном обществе определяется несколькими обстоятельствами: 1 коммуникация - это самая малая из возможных единиц социальной системы; 2 она является подлинно социальной операцией, объединяя общество в единую сеть коммуникаций; 3 она выстраивает общественное коллективное сознание и позволяет достичь консенсуса. Таким образом, общество как всеохватывающая система возникает в результате коммуникации. Процесс информационной коммуникации состоит из четырех этапов: 1 привлечь внимание к информации; 2 сделать так, чтобы она была воспринята; 4 сделать так, чтобы она была нужным образом интерпретирована; 4 сделать так, чтобы она была сохранена в памяти для дальнейшего использования. И на этих уровнях можно сформировать помехи, которые не позволят передать истинный смысл информации. Массовая коммуникация - основные ценности современного общества сложившийся и развивающийся во времени технически опосредованный процесс создания, хранения, распределения, распространения, восприятия информации основные ценности современного общества обмена его между социальным субъектом коммуникатором и объектом коммуникантом. Она обладает свойствами, способствующими ее глобальному распространению: тотальностью территориального охвата и количества реципиентов информации; односторонностью направленности информации; увеличением количества технических средств передачи информации и усилением их воздействия на человека; доступностью информации для усвоения людьми разных социальных и тендерных групп, различного уровня основные ценности современного общества, возраста, профессий и т. Будучи глобальной сетевой системой, массовая коммуникация становится основным проводником психологического манипуляционного воздействия на массы, различаясь по целям, способам и характеру воздействия. Цели манипуляции различны на разных уровнях: на глобальном уровне закрепляется неоколониальная модель глобализации; на среднем уровне отдельные социальные групп преследуют свои узкоэгоистические цели; на уровне отдельного индивида манипуляция совершается с целью превращения человека основные ценности современного общества объект управления за счет лишения личной воли. По характеру способы манипулирования можно условно разделить на две группы - «жесткие» - искажение и утаивание информации, агрессивная ее подача, информационные войны - и «мягкие» - формирование имиджа, мода, мифологизация, которые осуществляются за счет «заражения», внушения, подражания. Массовая коммуникация в силу своих сущностных свойств расширяет влияние в современном обществе. Ее тотальность формирует сетевую структуру, способную быстро порождать новые сегменты в любом пространстве-времени в соответствии с любыми обнаруживающимися потребностями. Быстрое усовершенствование электронных медиа сокращает возможности прямых межсубъектных коммуникаций, но резко увеличивает возможности массовой коммуникации. Массовая коммуникация в силу своей масштабности и социальной значимости становится магистральным каналом для манипулятивных практик, которые особенно изощренны интенсивно расширяются в телевидении. В главе 2 «Особенности формирования социокультурных ценностей современного российского общества», состоящей из трех параграфов, рассматривается соотношение этических и ценностных аспектов современной культуры, динамика ценностей в современном российском обществе и влияние на эту динамику средств массовой коммуникации на примере телевидения. «Взаимодействие этических и ценностных аспектов в современной культуре» рассматривается взаимообусловленность и взаимовлияние этических и ценностных аспектов культуры. Диссертант исходит из понимания культуры как наиболее общей формы коллективного взаимодействия людей, инструмента его стихийного и сознательного упорядочивания Ценностная система культуры -аксиосфера - на протяжении всей основные ценности современного общества линии развития культуры тесно соприкасалась и взаимодействовала с ее этическим каркасом как системой регулятивов поведения человека. На линии их «пересечения» формируются три уровня ценностей - нравственные, моральные и этические. Рассматривая исторический аспект развития системы ценностей, диссертант отмечает, что аксиология как учение о ценностях возникает в философии Канта, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: на внешний видимый чувственно воспринимаемый мир и сознание как невидимое Я, на реальность и ценность как атрибут культуры. Существует два ответа на вопрос об источнике формирования ценностей: Риккерт относил ценности к полю «чистого» сознания, основные ценности современного общества зависящего от данной культурной традиции. Дильтей, напротив, утверждал, что ценностные системы плюралистичны и зависят от культурного контекста. Синтезируя обе точки зрения, диссертант предполагает, что существуют вечные основные ценности современного общества, не зависящие от предпочтений культуры и времени, но есть и преходящие плюралистические ценности, которые зависят от культурного контекста. Ценности как духовные максимы становятся формами самоподтверждения культуры, которые определяют направление ее самодвижения. Структура ценностей, по классификации диссертанта, имеет три уровня - нравственный внутреннийморальный социальный и этический общечеловеческий. Нравственные ценности являются проявлением внутренней природы конкретного основные ценности современного общества. Ядром структуры нравственности является совесть. В русской этимологии «со-» означает совместное, коллективное, общее для всех, «весть», однокоренное с глаголом «ведать», указывает на совесть как на глубинную, почти мистическую способность человека. В западной культуре совесть понимается как внутренний голос, источники которого виделись в разные времена по-разному: основные ценности современного общества Божий» в христианстве; социальный феномен, отражающий голос авторитета, социума или культуры у 3. Ницше; моральный императив как синтез разума и воли у Совесть понимается диссертантом как синтетическое состояние сознания, которое охватывает самосознание и другие аспекты личности. Именно такой синтез порождает целый спектр нравственно значимых ценностей - долг, честь, ответственность, достоинство. Нравственные ценности взаимообусловлены, имеют переходящие один в другой смыслы, т. Свод нравственных ценностей серьезно сотрясен в XX в. При таком отношении к другим людям исчезает духовная подоплека нравственных ценностей и то непрерывающееся долженствование как образ жизни, о котором писал Следующий уровень ценностей - моральные ценности свобода, основные ценности современного общества, семья, патриотизм, гражданственность и др. Как на нравственном уровне базовой была категория совести, так на моральном уровне ядро общественных основные ценности современного общества составляет свобода. Христианское понимание свободы как преданности Христу и свобода как осознанная необходимость у Кантом в его идее свободы воли как изначальной независимости умопостигаемого сознания субъекта от чувственно воспринимаемого мира. Гегеля свобода воли - это одна из финальных точек, к основные ценности современного общества устремляется развитие: история есть, по сути, процесс освобождения в самых разных смыслах этого слова. Радикальную точку зрения на свободу высказал Бердяев, который видел в ней как бездне Upgrund предшественницу не только природы, но и бытия в целом. Фромм предложил две трактовки свободы: «свобода от. » как попытка человека убежать от ответственности и «свобода для. », которая через спонтанную деятельность творчество, любовь ведет к самосозиданию, самореализации личности. Современный человек, получивший свободу сполна, должен выбирать через отношение к ней свой путь - бегство от ответственности или ответственность и самореализацию. Одной из высших и универсальных общечеловеческих ценностей стало признание равного права на жизнь другого человека в «золотом правиле» этики. Духовный смысл такого отношения к другому человеку осознается в «осевое время» примерно 2500 лет тому назад и отражает рационализацию культуры и свершившийся гуманистический переворот: в сходных формулировках «золотое правило» одновременно появилось в различных культурах. Всеобщность моральных ценностей отражает сходство форм поведения людей разных культур и общую природу человека как вида Ношо sapiens. В конце параграфа высказывается предположение, что ценностные установки вслед за эволюционным вектором истории культуры, который восходит от «рабства обычая к свободе самовыражения» Флиери самодвижением этики от этоса природы через рациональную этику античности к христианской этике любви Гореловатакже имеют эволюционный потенциал развития от «протоценностей» природы к традиционным ценностям аграрного общества и далее к основные ценности современного общества социальной свободы гражданского общества. «Трансформация духовной сферы современного российского общества: ценностный аспект» рассматривается изменение ценностных установок в последнее двадцатилетие с позиции тезаурусной основные ценности современного общества. Процесс переоценки ценностей, происходящий в нашей стране, обусловливает деформацию духовной жизни общества, поскольку оборачивается отсутствием единой нормативно-ценностной системы и реальных общих нравственных координат человеческого поведения. Новая концепция системы ценностей формируется под давлением новой экономической ситуации, неолиберальной политики, общества потребления и массовой культуры. Ценностная картина мира россиянина трансформируется и, чтобы уловить тенденции этих изменений, необходима комплексная методология, которая ухватывала бы суммарную динамику множества процессов. Потребность в комплексности, на взгляд диссертанта, наиболее полно реализуется в тезаурусном основные ценности современного общества. Авторы метода - Вал. Луков - предлагают его как способ построения субъектной мировоззренческой картины миры отдельного человека, в которой представлены как знание, так и ценности. Но, на взгляд диссертанта, сам подход гораздо шире и под субъектом можно понимать не только человека, но и социальные группы, в том числе народ. Человек рождается не в гомогенной в ценностном отношении среде. Он застает определенную систему ценностей, сформированную его национальной культурой, так сказать тезаурусом более высокого порядка. Концепты ценностной системы нации, а в особенности, ее константы, соответствуют узловым элементам структуры национального тезауруса, которые формируются на пересечении национального характера и устойчивых ценностных элементов мировоззрения народа. В качестве основных конструктов русского характера диссертант позиционирует широту, понимаемую основные ценности современного общества широту характера, моральных принципов, сферы чувств; иррациональность как свойственное русскому национальному духу упование на благодать; соборность, возвышающуюся до всечеловечности и понимаемую, прежде всего, как единство и коллективность сознания людей. Триединство «широта характера -иррациональность духа — соборность» накладывается на структуру ценностей: «нравственные - моральные - этические ценности». Рассматривая трансформацию нравственных ценностей, можно констатировать, что такие нравственные ценности в частности, российской молодежи как ответственность перед обществом, социальная терпимость, помощь ближнему понизили свой статус. Одним из самых острых является противоречие между нравственностью и политической властью: по мнению подавляющего большинства россиян 80 против 16%власть несовместима со спокойной совестью и душевной гармонией. Рассматривая трансформацию моральных ценностей, можно констатировать, что основные ценности современного общества, входящий в общество основные ценности современного общества, все менее склонен к конструктивному диалогу и собирается служить только своим интересам. Признается полезность труда, но только как средства добывания материальных ресурсов. Основой социальных отношений, в том числе семейных, становится краткосрочная контрактно-договорная форма, имеющая денежное выражение. Выделены тенденции в динамике базовых ценностей россиян, которые характеризуют современную ситуацию в России как аксиологический хаос. Несмотря на активное насаждение ценностей западной цивилизации, традиционные ценности продолжают жить в сознании людей, и происходит не интеграция российских и западных социокультурных ценностей, а их наложение друг на друга. Следует особо отметить ответственность российской элиты за инверсию оценки ценностей недавнего советского прошлого. К числу отрицательных явлений были отнесены основные ценности современного общества стороны советской жизни, которые традиционно приветствовались гуманистически настроенными людьми на Западе - высокий уровень социальной защиты, доступность образования и здравоохранения, реальное право на труд, низкий уровень преступности и др. Исчезновение этих социальных ценностей из общественного сознания отбрасывает эволюционную позицию общества на десятки, если не сотни лет назад. Возвращаясь к трансформации тезаурусной национальной структуры российского общества, отметим следующие ее особенности. Общество потребления оказывает давление на константы национального характера, а те, в свою очередь, реагируют по-разному. Широта характера впускает в ценностное поле самые разные установки - идеологические, религиозные, основные ценности современного общества. Их «просеивание» происходит не сразу, а кристаллизации можно ожидать через 2-3 десятка лет как было после революции 1917 г. Иррациональность характера и упование на благодать также не способствуют переориентации на западные рациональные установки и прагматические ценности. Основной удар западной системы ценностей пришелся на русский коллективизм, который не только в виде соборности сознания, но и как общинная жизнь артель на производстве, община как коллективная жизнь в деревне не прерывался в России. Утрата осмысленной цели коммунальной жизни приводит к тому, что цели становятся случайными и тогда возникают разнообразные молодежные «тусовки» - клубные, футбольные и т. Немалая ответственность за складывающуюся в российском обществе несбалансированность и кризисность в сфере базовых ценностных ориентаций лежит на средствах массовой коммуникации В параграфе 2. «Аксиологическое манипулирование в российских СМК на примере телевидения » рассматриваются особые возможности манипуляций в средствах массовой коммуникации в особенности на телевидении в современном российском обществе. Диссертант выделяет несколько характерных черт СМК, которые определяют современное их значение и положительную динамику в будущем: 1 соответствие структуре коммуникации, путям распространения и быстрая реакция основные ценности современного общества новые технические средства связи и передачи информации; 2 связь с крупными финансовыми, властными и прочими группировками; 3 доступность; 4 основные ценности современного общества от государства программа -«четвертая ветвь власти»; 5 манипулятивный способ влияния; 6 разнообразие форм подачи материала; 7 сформированная «наркотическая» зависимость от них населения. Особая роль отводится в России телевидению не только как СМК, но и как социальному институту, определяющему различные стороны жизни общества. Причины этому называются самые разные: 1 информация - товар, а значит средство для трансформации информации должно быть свободным от цензуры на самом деле - от моральной, но не идеологической! Воздействие телевизионных манипулятивных практик на население России осуществляется в разных направлениях: с одной стороны, ремейки западных фильмов, переориентированные на отечественный лад западные «ток-шоу» как меры особой социальной инженерии призваны «подправить» русский менталитет, изменив систему основные ценности современного общества с другой стороны, современные СМК призваны разрушить способность связного и целостного понимания мира через технологии дерационализации сознания - коверканье языка, разрушение исторической памяти, создание мифов, обращение к архетипам, продуцирование депрессивности, отказ от логичной, объективной подачи события и др. В Заключении диссертации подводятся основные итоги исследования, делаются теоретические выводы. Магистральная линия развития различных сфер культуры не отрицает наличия переходных моментов и стагнаций. В эпоху глобализации происходит переход от эпохи обществ к эпохе сверхобщества. Отмечается, что глобальное общество не могло бы сложиться как всеохватывающая система, если бы не возник принципиально новый тип коммуникации -массовая коммуникация, которая обладает набором свойств, способствующих ее быстрому продвижению. В ходе исследования показано, что формирование массовой культуры и развитие средств массовой коммуникации, обладающих широкой возможностью влияния на основе манипулятивных практик, делает именно их основными участниками трансляции ценностных ориентиров в любом современном обществе. Отмечается особое влияние телевидения как СМК и социального института на ценностную структуру общественного сознания в России на всех ее уровнях: на уровне нравственных ценностных ориентаций особенно у молодежи - в общей криминализации; на уровне моральных ценностей основные ценности современного общества в деградация семьи; на уровне общечеловеческих ценностей - в трансформации «золотого правила» этики в противоположное -эгоцентрическую индивидуализированную модель поведения. Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях: 1. Москва, 17-19 ноября 2011г. Сборник материалов 8-й Международной научно-практической конференции «Духовные основы русской культуры: изучение и преподавание в высшей и средней школе». Подписано в печать 17. Издательство AHO ВПО «Московский гуманитарный университет» 111395, г. Юности, 5 Основные ценности современного общества, Философия, Филология, Искусствоведение, Социология, Политология, Культурология в научной библиотеке диссертаций.

Смотрите также:



Коментарии:

  • Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита. С детства их учат заботиться о других, принимать решения с учетом чужих мнений, поддерживать микроклимат в семье и т.